Главная - Статьи - Вопросы стандартизации в области технических средств безопасности в рамках взаимодействия ТК 234 И МЭК ТК 79 (с учетом новых направлений в МТК/ТК 234)

Вопросы стандартизации в области технических средств безопасности в рамках взаимодействия ТК 234 И МЭК ТК 79 (с учетом новых направлений в МТК/ТК 234)

Читать статью в .PDF (стр.19-25)

Стандартизация играет важную роль в развитии всех сфер жизни, потому что является инструментом закрепления тех технических решений, которые уже апробированы на практике и имеют перспективу многократного применения. Как правило, такие решения являются результатом научных исследований и опытно-конструкторских работ.

Не случайно, в рамках организации методологического обеспечения подразделений вневедомственной охраны, уже традиционной темой Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России (далее ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России) на протяжении ряда лет, является тема «Стандартизация».

Вопросами разработки основных требований к техническим средствам обеспечения противокриминальной защиты объектов занимается технический комитет по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», функционирующий на базе ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, который был образован в 1990 году совместным приказом Госстандарта СССР и МВД СССР. За время существования ТК 234 в настоящее время создана целая система стандартов в данной области, которые устанавливают требования к различным техническим средствам систем охранной сигнализации, систем охранных телевизионных, систем контроля управления доступом и т.д., предназначенных для применения защиты объектов различных категорий.

Основными направлениями деятельности ТК 234 является работа в области национальной, межгосударственной и международной стандартизации в рамках участия в работе технического комитета по стандартизации МЭК ТК 79 «Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности» Международной электротехнической комиссии (далее МЭК ТК 79).

Структура ТК 234 (См. рисунок 1) включает четыре подкомитета, такие как ПК 1 «Средства обнаружения угроз различного вида», ПК 2 «Объектовые системы охраны и безопасности», ПК 3 «Системы мониторинга безопасности объектов» и ПК 4 «Средства технической укрепленности».

На рисунке 2 представлено «архитектурное древо» действующих стандартов ГОСТ и ГОСТ Р, разработанных в рамках ТК 234 в соответствии с направлениями деятельности подкомитетов.

Относительно деятельности ТК 234 сегодня, хочу отметить, что в рамках выполнения работы по теме Плана НИОКР «Стандартизация», а также Программы национальной и межгосударственной стандартизации по ТК МТК 234 в текущем году были успешно приняты Протоколом согласования от 27.09.2013 г. №59-П Межгосударственного Совета по стандартизации, сертификации и метрологии (г. Минск, Республика Беларусь) 2 проекта ГОСТ:

ГОСТ 32320-2013 «Технические средства противокриминальной защиты от краж отдельных предметов. Общие технические требования и методы испытаний, который устанавливает требования к противокражным техническим средствам, существующим и используемым в России более 15 лет;

ГОСТ 32321-2013 «Извещатели охранные поверхностные ударно-контактные для блокировки остекленных конструкций закрытых помещений. Общие технические требования и методы испытаний», который распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые извещатели охранные поверхностные ударно-контактные, устанавливаемые в закрытых помещениях, с целью обнаружения попытки нарушителя проникнуть в закрытое помещение или хранилище ценностей через остекленную строительную конструкцию путем разрушения установленного в ней листового стекла.

Также разработаны в первой редакции и представлены на публичное обсуждение следующие проекты:

ГОСТ Р «Системы централизованного наблюдения. Общие положения»;

ГОСТ Р «Системы охранные телевизионные. Защита оцифрованных видеоданных от случайного и преднамеренного искажения. Общие требования»;

ГОСТ Р «Системы охранные телевизионные. Компрессия оцифрованных аудиоданных. Общие технические требования»;

Пересмотр ГОСТ Р 50777-95/ МЭК 60839-2-6:1990 Системы тревожной сигнализации. Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации. Раздел 6. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели для закрытых помещений и открытых площадок;

Пересмотр действующего ГОСТ Р 50777-95 разрабатывается в связи с отменой действия стандарта МЭК 60839-2-6:1990 и вводом в действие стандарта МЭК 62642-2-2 Системы тревожной сигнализации – Системы охранной сигнализации – Часть 2-2: Извещатели охранные – пассивные инфракрасные. Пересмотр действующего стандарта ГОСТ Р 50777-95 разрабатывается с перспективой разработки в 2014-2015 гг. проектов ГОСТ Р «Извещатели охранные оптико-электронные пассивные для блокировки закрытых помещений. Общие технические требования и методы испытаний» и ГОСТ Р «Извещатели охранные оптико-электронные пассивные для блокировки открытых площадок и периметров территорий».

Пересмотр ГОСТР 51558-2008 «Средства и системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний»

Пересмотр действующего стандарта ГОСТ Р 51558-2008, а также развитие серии стандартов ГОСТ Р на системы охранные телевизионные вызваны необходимостью применения международного подхода, обозначенного в серии проектов стандартов МЭК.

Я не случайно начала со структуры нашего российского ТК 234 и небольшого годовалого кусочка работы по Программе национальной стандартизации на примере 2013 года…

Потому что:

Во-первых, темы проектов ГОСТ и ГОСТ Р Программы национальной стандартизации по ТК 234 не только продиктованы необходимостью стандартизовать прикладной научный подход, который подтверждается в отделах ФКУ НИЦ «Охрана» и согласован с компаниями, являющимися членами ТК 234, но отвечают реальным запросам общества в вопросах обеспечения противокриминальной защиты конкретных объектов.

В доказательство этому можно привести тот факт, что в последние два года наметилась острая необходимость решения вопросов по разработке дополнительных мер, направленных на обеспечение противокриминальной защиты банкоматов и платежных терминалов. Этот вопрос неоднократно инициировался со стороны производителей технических средств безопасности, рассматривался также на научно-практической конференции Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности.

Так создание в ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России извещателя «Шорох-3», уже освоенного в серийном производстве и успешно прошедшего сертификацию и эксплуатационные испытания, стало первым шагом в решении задачи построения комплексной централизованной охраны банкоматов. Такая система должна включать не только средства обнаружения криминальных угроз, но и средства тревожной сигнализации и экстренной связи с полицией, средства охранные телевизионные, средства мониторинга банкоматов, средства блокирования нарушителей в зонах размещения банкоматов и другое. Все эти вопросы будут отражены не только в «Рекомендациях по организации комплексной централизованной охраны банкоматов и платежных терминалов», которые разрабатываются в Центре в 2013 году, но возможно в ближайшем будущем смогут быть вынесены в рамках ТК 234.

Во – вторых, Программа национальной стандартизации по ТК 234, особенно в последние годы, становится отражением того участия, которое осуществляет ТК 234 в работе технического комитета по стандартизации МЭК ТК 79 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» международной электротехнической комиссии (далее МЭК ТК 79).

На рисунке 3 приведена «Архитектура» действующих публикаций МЭК ТК 79.

Структура и область деятельности ТК 234 практически зеркально повторяют структуру МЭК ТК 79. Любопытно отметить тот факт, что например, Китайский национальный технический комитет по стандартизации, SAC/TC 100 «Системы охранной сигнализации и безопасности» функционирует по аналогии с Российским ТК 234 на базе Первого научно-исследовательского института министерства общественной безопасности Китая.

Сегодня без оценки взаимодействия с МЭК ТК 79 нельзя рассматривать состояние национальной стандартизации в рамках ТК 234 со всеми разработанными, действующими и планируемыми в разработку национальными стандартами. Проекты Программ национальной стандартизации по ТК 234 и на ближайшую перспективу до 2017 года и на среднесрочную перспективу до 2020 года, уже разработаны с учетом вопросов интеграции как требований международных стандартов МЭК ТК 79 на страницы ГОСТ Р, так и наоборот. Однозначно, что такое сотрудничество носит взаимовыгодный характер, которое особенно актуально в период вступления России в ВТО, способное вызвать определенные изменения и на рынке систем безопасности.

Процесс глобализации и формирование рынка – процесс объективный, от которого уйти невозможно. Цель создания ВТО – облегчение международной торговли, достижение беспрепятственного движения товаров и продуктов. Главный лозунг ВТО: «Единый стандарт — Единый метод — Всеобщее признание». Однако, основное Соглашение ВТО/TBT «О технических барьерах в торговле» принимает во внимание существование законных расхождений между странами. Преамбула к Соглашению заявляет, что «ни одна страна не должна быть ограничена в применении мер, гарантирующих защиту жизни и здоровья человека. Страны, являющиеся членами ВТО, применяют «техническое регулирование», в том числе и в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, что в полной мере соответствует области применения систем антитеррористической и противокриминальной защиты…

Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» напрямую указывает на приоритетность применения международных стандартов. Но для того, чтобы международные стандарты учитывали интересы России и российской индустрии безопасности, необходимо активизировать работу в международных организациях по стандартизации. Такая возможность сейчас имеется, благодаря участию российского технического комитета по стандартизации ТК 234 в МЭК ТК 79.

Очевидно, что в условиях ВТО отсутствие требований к продукции на национальном уровне, т.е. отсутствие национальных стандартов ГОСТ Р и межгосударственных стандартов ГОСТ, будет компенсировано действием международных стандартов, что откроет границы рынка для импортной продукции. Барьером, помимо дополнительных мер нормативно-правового обеспечения, может служить стройная система национальной стандартизации в данной области с разработкой национальных стандартов ГОСТ Р, модифицированных на стандартах МЭК. С другой стороны проекты стандартов МЭК должны разрабатываться с учетом требований и стандартов ГОСТ Р. В этом случае, с одной стороны, вводится в действие на территории Российской Федерации стандарт МЭК в качестве национального стандарта ГОСТ Р, с другой стороны, такой стандарт вводится с модификацией технических требований, адаптированных к российскому производителю и продукция зарубежного поставщика должна соответствовать требованиям уже стандарта ГОСТ Р МЭК, который действует на территории страны.

Примером может служить российский стандарт ГОСТ Р 54455-2011/МЭК 62599-1:2010 Системы тревожной сигнализации – Методы испытаний на устойчивость к внешним воздействующим факторам. С одной стороны, принята структура международного стандарта МЭК, определения, порядок проведения испытаний, с другой стороны - проведены изменения значений испытаний с учетом климатических условий России.

Сейчас в рамках МЭК ТК 79 предусмотрена работа по следующим проектам стандартов МЭК:

МЭК 60839-11 Стандарт на электронные системы контроля доступа в двух частях: Часть 1 Требования к системам и компонентам систем; Часть 2 Руководство применения;

МЭК 62692 Технические требования к серийному производству и требования к компонентам систем цифровых дверных замков, которые предназначены для монтажа на входных дверях квартир или офисов в составе систем контроля доступа;

МЭК 62676-1-1 Системы видеонаблюдения для использования в целях обеспечения безопасности – Часть 1-1: Требования к видеосистемам;

МЭК 62676-1-2 Системы видеонаблюдения для использования в целях обеспечения безопасности – Часть 1-2: Видео передача – Общие требования к видеопередаче;

МЭК 62676-2-1 Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности – Часть 2-1: Протоколы видео передачи – Общие требования;

МЭК 62676-2-2 Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности – Часть 2-2: протоколы видеопередачи – использование IP подключения на базе HTTP и REST служб;

МЭК 62676-2-3 Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности – Часть 2-3: Протоколы видеопередачи – использование IP подключения на базе веб служб;

МЭК 62676-3 Системы тревожной сигнализации и электронные системы безопасности – Системы видеонаблюдения для обеспечения безопасности – Часть 3: Аналоговые и цифровые видео интерфейсы.

МЭК 60839-11-3 Базовый протокол

МЭК 60839-11-4 Электронные системы контроля доступа (EACS). Команды

МЭК 60839-11-31 SOAP Базовый протокол (на базе технических условий ONVIF)

МЭК 60839-11-32 SOAP EACS команды – IP

МЭК 60839-11-41 REST Базовый протокол (на базе технических условий PSIA)

МЭК 60839-11-42 REST EACS команды

МЭК 62820 -1 Видеодомофоны

Секретариатом ТК 234 скоординировано участие в рабочих группах по указанным проектам в качестве экспертов вместе со специалистами ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России представителей следующих компаний-членов ТК 234: ЗАО «Аргус-Спектр», ЗАО НВП «Болид», НПФ ООО «Сигма-ИС», ЗАО «Нордавинд», Консорциум «Интегра-С», ООО «Кодос-Б», ООО «Элтис» и других.

Результатом тесного международного взаимодействия ТК 234 и российских компаний по безопасностис МЭК ТК 79 стало проведение впервые в России Пленарного заседания МЭК ТК 79 в июне прошлого года в городе Дубна Московской области. Мероприятие было организовано Росстандартом, скоординировано секретариатом ТК 234 и полностью проведено при поддержке ЗАО «Нордавинд». Также партнерами мероприятия стали: ООО «АРМО-Системы», ЗАО «СПЭК», ЗАО «Аргус-Спектр», ООО «Технические системы безопасности», ООО «Торговый Дом ТИНКО», ЗАО Научно-внедренческое предприятие «Болид».

Проведение заседания в России получило высокую оценку со стороны национальных технических комитетов по стандартизации таких стран, как: Китай, США, Канада, Швеция, Швейцария, Италия, Франция, Южная Корея, Ирландия, Германия и др.

Приведу несколько слов из протокола заседания в Дубне, которые отражают то отношение к приветствию председателя ТК 234, начальника ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, полковника полиции А.Г. Зайцева:

В последующих словах теплого приветствия делегатам «на Российской земле», господин Алексей Зайцев, председатель ТК 234, отметил, что пленарное заседание МЭК ТК 79 проводится в России в преддверии её вступления во Всемирную Торговую Организацию.

На сегодняшний день российским национальным техническим комитетом разработано свыше 30 национальных стандартов ГОСТ Р, устанавливающих требования к различным техническим средствам безопасности. И господин Зайцев отметил, что требования к продукции, закреплённые в национальных стандартах Российской Федерации, зачастую более высокие по сравнению со стандартами других государств-членов МЭК.

Вместе с тем, господин Зайцев подчеркнул особо, что Россия стремится гармонизировать требования, устанавливаемые в национальных стандартах России, с требованиями стандартов МЭК.

В заключении, господин Алексей Зайцев настоятельно отметил, что пленарное заседание МЭК ТК 79 в России послужит дальнейшему развитию международной стандартизации и откроет новые пути взаимодействия между Российскими национальными компаниями и зарубежными компаниями в области производства технических средств безопасности.

Председатель МЭК ТК 79, господин Карло Лои (Италия), тепло поблагодарил господина Алексея Зайцева за слова приветствия и Российский национальный комитет за дружественное приглашение проведения заседания на Российской земле.

Хочется сказать несколько слов о некоторых рабочих документах, по которым организуется участие в голосовании российского ТК 234. Те вопросы, которые предлагаются на обсуждение национальным комитетам по стандартизации стран-членов МЭК ТК 79 представляют иногда сложную научную задачу, которую специалисты той или иной страны решают ни один год.

Среди документов, по которым было организовано голосование в последнее время, в качестве примера приведу рабочий документ79/396/DC. Так в рамках выполнения резолюции 5 протокола Пленарного заседания в Дубне, был поднят вопрос об интероперабельности компонентовсистем, попадающих в область деятельности МЭК ТК 79. Interiperability – способность к взаимодействию – это способность продукта или системы, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать и функционировать с другими продуктами или системами без каких-либо ограничений доступа и реализации.

В отечественной практике по стандартизации для этого применяется термин «унификация», который предложен для разработки национальных стандартов и имеет важнейшее значение в целом. В частности в системах безопасности унификация может рассматриваться во многих различных аспектах.

«Горизонтальная» унификация – взаимодействие компонентов в рамках одной (однородной) системы.

Например, для системы охранной сигнализации:

- интерфейсы и протоколы связи извещателей (датчиков) с приемно-контрольными приборами (контрольными панелями);

- интерфейсы и протоколы связи приемно-контрольных приборов (контрольных панелей) с локальными или удаленными центрами мониторинга.

Или, например, для системы контроля доступа:

- интерфейсы и протоколы связи идентификаторов и считывателей;

- интерфейсы и протоколы связи считывателей и контроллеров доступа.

«Вертикальная» унификация – взаимодействие компонентов между системами в рамках интегрированных систем безопасности.

В соответствии с этим российский национальный комитет сформировал свою позицию следующим образом:

Российский национальный технический комитет по стандартизации согласен, что компоненты систем, попадающих под область действия МЭК ТК 79, в рамках однородных систем, должны быть унифицированы в пределах, которые будут в последующем определены специализированной группой экспертов от стран. Мы надеемся на то, что у нас будет возможность назначить экспертов от России для работы в данной группе после определения круга вопросов в области ее деятельности.

Российский национальный технический комитет по стандартизации полагает, что надо стремиться к реально возможной унификации компонентов и систем. При этом необходимо исходить из реальных потребностей конечных пользователей и с учетом интересов производителей, поставщиков, инсталляторов и других участников рынка. При этом возможно создание наиболее общего стандарта на базовые показатели систем безопасности, в котором были бы оговорены основные требования к системам безопасности с точки зрения конечного потребителя и соответствующие методы испытаний. Протоколы связи должны обеспечивать полную информационную, логическую и физическую совместимость работы компонентов системы между собой.

Стандарта, определяющего порядок тестирования системы с применением компонентов, которые, как предполагается, являются совместимыми при одном и том же протоколе связи в настоящее время в России, пока не существует.

Я полагаю, что решение данного вопроса найдет отражение в серии стандартов на интегрированные системы безопасности, разработка которой находится в стадии согласования с членами ТК 234 в настоящее время. Одним из первых стандартов этой серии должен быть ГОСТ Р «Интегрированные системы безопасности. Общие положения», который планируется включить в проект Программы национальной стандартизации уже в 2014 г.

В завершение отмечу, что в последние годы, во многом благодаря техническому комитету по стандартизации, участие России в работе МЭК ТК 79 существенно активизировалось, что имеет важное значение в условиях состоявшегося членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации и необходимости гармонизации национальных и международных стандартов, позволяет отстаивать интересы государства, отечественных производителей и потребителей при разработке и введении в действие международных стандартов на продукцию.

В результате налаженного взаимодействия ТК 234 с МЭК ТК 79 такие направления стандартизации, как «технические средства и системы охранной сигнализации» и «технические средства противокриминальной защиты» были определены в качестве приоритетных при формировании Комплексного межведомственного плана мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020г., находящегося на контроле первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова.

Стандарт был, есть и останется ориентиром качества. Это свойство стандарта имеет большое значение, как для повышения качества жизни, так и для формирования цивилизованного рынка.

Необходимо стандартизовать те нормы, правильность которых подтверждается апробацией. В этом смысле стандарт является аккумулятором и передатчиком опыта и знаний, накопленных наукой и практикой. Стандартизованное в национальном стандарте требование становится достоянием общества и государства вцелом.

Сегодня необходимо учитывать тот факт, что стандарт может являться достоянием не только одной страны, но имеет шансы получить развитие на уровне межгосударственного или даже международного стандарта…

Докладчик: Подполковник полиции Елена САМЫШКИНА, начальник сектора отдела 1 ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России, ответственный секретарь ТК 234

Источник: ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР «ИНФОРМОХРАНА», №1 (1) ноябрь 2013